Комитетом Законодательного Собрания Новосибирской области по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам рассмотрен отчет КСП Новосибирской области.

Комитет Законодательного Собрания Новосибирской области по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам рассмотрел отчет Контрольно-счетной палаты Новосибирской области о результатах проверки законности и эффективности использования средств областного бюджета, направленных на модернизацию (реконструкцию) объектов водоснабжения и водоотведения в 2019 году и за текущий период 2020 года (в том числе в рамках реализации подпрограммы «Чистая вода» государственной программы Новосибирской области «Жилищно-коммунальное хозяйство Новосибирской области»).
С докладом о результатах проверки перед депутатами выступил аудитор палаты В.Н. Алёхин, он отметил, что объектами контрольного мероприятия стали:
1. Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области (Министерство ЖКХ).
2. НК «Фонд модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований Новосибирской области» (Фонд ЖКХ НСО, Фонд).
3. Муниципальное казенное учреждение «Отдел капитального строительства» муниципального образования города Оби (МКУ «ОКС», Учреждение).
4. Администрация р.п. Краснозёрское Краснозёрского района Новосибирской области.
5. Администрация р.п. Колывань Колыванского района Новосибирской области.
6. Администрация р.п. Сузун Сузунского района Новосибирской области.
7. Администрация Чулымского района Новосибирской области.
8. Администрация Майского сельсовета Краснозёрского района Новосибирской области.
В результате проверки установлено:
1. Проблемами обеспечения населения Новосибирской области качественной питьевой водой, отвечающей требованиям безопасности и безвредности, в необходимом и достаточном количестве являются:
– техническое состояние сетей и сооружений водоснабжения и водоотведения (износ сетей водоснабжения и водоотведения находится в пределах от 70% до 90%);
– низкий процент объектов водоподготовки (по состоянию на 01.01.2020 – 120 ед.)
- недостаточное количество очистных сооружений, особенно в крупных населенных пунктах Новосибирской области;
– наличие бесхозяйных объектов и водопроводных сетей.
2. Вышеуказанные проблемы в Новосибирской области решаются через реализацию мероприятий в рамках подпрограмм «Чистая вода» (в том числе регионального проекта «Чистая вода», утвержденного постановлением Правительства НСО от 29.07.2019 № 287-п) и «Безопасность жилищно-коммунального хозяйства» госпрограммы «Жилищно-коммунальное хозяйство Новосибирской области», утвержденной постановлением Правительства НСО от 16.02.2015 № 66-п.
3. Фактически на реализацию подпрограммы «Чистая вода» за 2019 год направлено 238 415,8 тыс.руб. (83,3% к плану), из них за счет средств: ОБ – 138 954,7 тыс.руб., ФБ – 99 461,1 тыс.руб. За 5 месяцев 2020 года – 32 329,0 тыс.руб. (13,3% годового плана).
Объем финансирования мероприятий в рамках реализации подпрограммы «Безопасность ЖКХ» за 2019 год из областного бюджета составил 632 039,0 тыс.руб. или 99,5% к плану, за 5 месяцев 2020 года – 12 000,0 тыс.руб. (10,3% годового плана). Основная доля ассигнований выделяется в виде имущественного взноса Фонду ЖКХ МО НСО (свыше 90,0%).
4. Объемы финансирования мероприятий на 2020 год подпрограмм «Чистая вода» и «Безопасность ЖКХ» госпрограммы «ЖКХ НСО» (ред. от 12.05.2020) (278 085,2 тыс.руб. и 444 115,2 тыс.руб., соответственно) не соответствуют объемам, утвержденным Законом области от 25.12.2019 № 454-ОЗ (ред. от 08.05.2020) «Об областном бюджете Новосибирской области на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов» (243 895,9 тыс.руб. и 142 775,5 тыс.руб. соответственно). На момент проверки соответствующие корректировки в госпрограмму не внесены.
5. Основная доля ассигнований в рамках реализации подпрограммы «Чистая вода» в 2019 году выделена г. Оби (43,5% от общего объема ассигнований или 103 605,3 тыс.руб.), Барабинскому (14,7% или 35 029,4 тыс.руб.), Карасукскому (11,6% или 27 550,1 тыс.руб.) и Сузунскому (9,8% или 23 340,4 тыс.руб.) районам.
В рамках реализации подпрограммы «Безопасность ЖКХ» большая часть средств была направлена на объекты Новосибирского (10,0% или 116 932,4 тыс.руб.), Тогучинского (11,4% или 66 774,3 тыс.руб.), Венгеровского (9,6% или 56 206,5 тыс.руб.) и Колыванского (9,4% или 55 347,6 тыс.руб.) районов.
6. По состоянию на 01.01.2020 года в рамках реализации подпрограммы «Чистая вода» работы выполнялись на 28 объектах общей стоимостью 372 951,7 тыс.руб., 16 из которых введены в эксплуатацию с оформлением документов, соответствующих требованиям законодательства, 3 объекта – в процессе оформления документации, по 6 объектам выполнялось проектирование, 3 объекта – переходящие на 2020 год.
По ряду объектов, реализуемых в рамках мероприятия Регионального проекта «Чистая вода», плановые показатели не выполнены, в частности: «Канализационные очистные сооружения в р.п. Сузун» (78,9% к плану, по причине расторжения контракта) и «Магистральный водовод г. Обь Ду 500 мм протяженностью 6,67 км» (67% к плану, срок завершения контракта – 01.11.2020).
Мероприятий по подпрограмме «Безопасность ЖКХ» осуществлялись Фондом ЖКХ НСО путем выделения субсидий 23-м муниципальным районам и 3-м городским округам на создание 68 объектов общей стоимостью 631 880,1 тыс.руб.
По состоянию на 01.01.2020 года выполнены работы на общую сумму 451 271,3 тыс.руб., оплачены в размере 437 016,9 тыс.руб., в том числе субсидирование за счет средств ОБ – 409 194,0 тыс.руб.
Из 42-х завершенных строительством объектов, по 22-м – получено разрешение на ввод в эксплуатацию. На 6-ти объектах выполнение плана составило до 73% (Барышевский сельсовет Новосибирского района (4,8%), с. Кыштовка (20,4%), р.п. Горный Тогучинского района (22,5%), Венгеровский сельсовет (26,9%), Верх-Тулинский сельсовет Новосибирского района (70,0%), с. Кочки (72,6%). По 20-ти объектам акты приёмки выполненных работ к оплате не предъявлялись.
7. Фактически за 2019 год построено 17 скважин (в т.ч. с модульной установкой водоподготовки 4 ед.), 27 модульных установок и станций водоподготовки, насосная станция 2-го подъема в р.п. Колывань, реконструировано 67,5 км водопровода, разработано 6 проектов водоснабжения и 6 проектов канализационных очистных сооружений.
8. По результатам реализации подпрограмм «Чистая вода» и «Безопасность ЖКХ» за 2019 год, плановые значения достигнуты по всем 13-ти показателям (100%). За проверяемый период (2019-2020 гг.) значения целевых индикаторов по обеспечению населения Новосибирской области качественной питьевой водой изменялись четыре раза, как в большую, так и в меньшую сторону.
По оценке Министерства экономического развития НСО, в соответствии с интегральной оценкой эффективности госпрограмма «ЖКХ НСО» за 2019 год признана эффективной.
9. По состоянию на 01.01.2020 объем питьевого водоснабжения по Новосибирской области составляет 187 430 тыс.куб.м или 76,0% от объема воды, поданного в систему питьевого водоснабжения, из них реализовано населению 128 114 тыс.куб.м воды (68,4%) и прочим потребителям – 59 316 тыс.куб.м (31,6%).
Всего питьевой водой обеспечено 2 794,524 тыс.чел. или 100% населения Новосибирской области. При этом, доля населения снабжение питьевой водой которого осуществляется из системы централизованного водоснабжения в городских округах составляет 100%, а по муниципальным районам находится в пределах от 50,5% (поселения Северного района), 80-90%% (поселения Колыванского, Кыштовского, Татарского и Чулымского районов) до 100% (поселения Барабинского района). Население одного из поселений Карасукского района (18 человек) снабжается привозной питьевой водой.
10. По данным оценки систем водоснабжения, проведенной Министерством ЖКХ и энергетики НСО в соответствии с Приказом Минстроя РФ от 31.01.2019 №68/пр, доля численности населения, обеспеченного качественной питьевой водой в среднем по области составляет 86,4%, из них по городским округам 99,6% (наихудший показатель в г. Оби - 77,52%); по муниципальным районам – 62,2% (наихудший показатель (менее 40%) в Венгеровском (32,3%) и в Маслянинском (38,1%) районах).
В среднем по области доля проб питьевой воды не соответствующих установленным нормам в источнике водоснабжения: по санитарно-химическим показателям (СХП) составляла 43,1%, при этом пробы воды в водопроводной сети – 21,1%; по микробиологическим показателям (МБП) – 1,17% и 0,85%, соответственно в источнике и в сети.
Наихудшие показатели по городским округам в г. Оби (СХП в источнике – 43,0%; в водопроводной сети – 3%), по муниципальным районам (свыше 50% по СХП): в источнике в 16-ти из 30-ти районах (в Сузунском и Усть-Таркском районах по 100,0%, в Чулымском и Кыштовском районах – свыше 98%, Татарском – 80%, Краснозерском – 70,4%); перед поступлением в сети, а также в водопроводной сети в Кыштовском (92,7%), Краснозерском (59,1%), Татарском (56,3%), Усть-Таркском (51,0%) районах.
Перед подачей в ЦСВ не проводится очистка воды в системах 8-ми муниципальных районов (0% уровень очистки: Баганского, Барабинского, Болотнинского, Здвинского, Карасукского, Каргатского, Кыштовского и Тогучинского районов); низкий уровень очистки (до 70%) во всех оставшихся районах (за исключением Чулымского (70,5%) и Северного (72,8%) районов). По городским округам самый низкий уровень очистки воды в г. Оби (70,4%).
11. Согласно показателям Госдоклада Роспотребнадзора, увеличение в 2019 году доли населения, употребляющего питьевую воду нормативного качества, соответствующую гигиеническим нормативам по органолептическим, химическим и микробиологическим показателям, повлияло на снижение уровня заболеваемости населения брюшным тифом, паратифами A, B, C, сальмонеллезными инфекциями, острыми кишечными инфекциями, гепатитами 0,4 тыс.чел. (с 0,4 до 0,0); органов пищеварения – на 5,5 тыс.чел. (с 27,8 до 22,3); онкологическими заболеваниями – на 2,7 тыс.чел. (с 15,2 до 12,5).
12. В ходе проверки КСП НСО выявлены нарушения и недостатки при использовании субсидий, направленных на выполнение мероприятий по обеспечению населения Новосибирской области качественной питьевой водой, в частности установлены:
– нарушения законодательства в сфере градостроительной деятельности: проектная документация не утверждена до начала производства работ; несвоевременная подача извещения в Инспекцию ГСН НСО о начале строительства (позднее семи рабочих дней до начала строительства);
– нарушения законодательства в сфере закупок: Заказчиком не направлено требование об уплате неустойки за просрочку исполнения обязательств по муниципальному контракту (расчётная сумма возврата неустойки в бюджет р.п. Колывань – 119,35 тыс.руб., Чулымский район – 162,43 тыс.руб.); завышена начальная (максимальная) цена контракта (г. Обь на 4 290,2 тыс.руб.); приняты и оплачены не предусмотренные контрактом материалы (р.п. Сузун – 1 789,6 тыс.руб, г. Обь – 3 798,3 тыс.руб.);
– нарушения законодательства в сфере бухгалтерского учета: не отражены и не учитываются в составе вложений в объект затраты на инженерно-геодезические изыскания, разработку, экспертизу и корректировку проектно-сметной документации, которые впоследствии должны были быть приняты к бухгалтерскому учету в качестве объектов нефинансовых активов на сумму 1 312,3 тыс.руб. (р.п. Сузун на 867,4 тыс.руб., Краснозёрский район на 444,4 тыс.руб.); принят к бухгалтерскому учету объект недвижимого имущества, при отсутствии документов, подтверждающих государственную регистрацию права (Краснозёрский район, объект балансовой стоимостью 4 079,1 тыс.руб.); в инвентарной карточке не указана краткая индивидуальная характеристика объекта, перечень составляющих его предметов и его основные качественные и количественные показатели; на стадии проектирования неверно определён вид работ (капитальный ремонт вместо реконструкции), вследствие чего не произошло увеличение балансовой стоимости основного средства (водопровод р.п. Колывань);
– прочие нарушения: эксплуатация водозаборной скважины без получения лицензии на пользования недрами; приёмка и оплата стоимости материалов и оборудования, не вовлеченных в производство работ на момент подписания актов о приемке выполненных работ (г. Обь на сумму 34 430,6 тыс.руб., р.п. Сузун – 79 342,3 тыс.руб.); принято по актам количество материалов, превышающее фактически установленное (г. Обь на 9 313,0 тыс.руб.).
По итогам контрольного мероприятия Контрольно-счетная палата Новосибирской области предложила министерству жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области принять меры по оформлению в собственность бесхозяйных сетей и сооружений водоснабжения.
Для устранения выявленных нарушений Контрольно-счетная палата Новосибирской области направила представления:
– Администрации р.п. Колывань;
– Администрации р.п. Сузун;
– Администрации р.п. Краснозерское;
– Администрации Майского сельсовета Краснозерского района;
– Администрации Чулымского района;
– Администрации г. Оби.
Информация о мерах, принятых для устранения нарушений и недостатков, выявленных при контрольном мероприятии, опубликована на сайте палаты.
Заслушав доклад аудитора КСП Новосибирской области, рассмотрев и обсудив предоставленные материалы, депутаты решили: принять информацию палаты к сведению и рекомендовать Правительству Новосибирской области при внесении очередных изменений в областной бюджет Новосибирской области на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов рассмотреть вопрос об увеличении финансирования за счет средств областного бюджета мероприятий подпрограммы «Чистая вода» государственной программы Новосибирской области «Жилищно-коммунальное хозяйство Новосибирской области».