Контрольно-счетной палатой Новосибирской области проведена проверка использования средств, направленных на организацию оказания высокотехнологичной медицинской помощи.
Отчет Контрольно-счетной палаты Новосибирской области по результатам проверки использования средств областного бюджета и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Новосибирской области, направленных на организацию оказания высокотехнологичной медицинской помощи в 2019 году рассмотрен коллегией палаты и направлен в Законодательное Собрание Новосибирской области и Губернатору Новосибирской области.
Объектами контрольного мероприятия стали:
1. Министерство здравоохранения Новосибирской области (Министерство здравоохранения НСО).
2. Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Новосибирской области «Новосибирский областной клинический кардиологический диспансер» (ГБУЗ НСО «НОККД»).
Кроме того, в ходе проверки использованы данные, полученные в ходе проверки отчета об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Новосибирской области за 2019 год.
В результате проверки установлено:
1. Оказание ВМП жителям Новосибирской области осуществлялось в рамках государственного задания за счет средств федерального и областного бюджетов, а также за счет средств ОМС в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования в федеральных учреждениях, учреждениях, подведомственных Министерству здравоохранения НСО и в учреждениях частной формы собственности.
Высокотехнологичная медицинская помощь оказывается в рамках Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Новосибирской области медицинскими организациями в соответствии с перечнем видов ВМП, содержащим, в том числе, методы лечения и источники финансового обеспечения ВМП.
В 2019 году количество случаев оказания ВМП жителям Новосибирской области составило 22 035 случая, в том числе 12 531 случаев по профилям ВМП, не включенным в базовую программу ОМС, и 9 504 случаев по профилям ВМП, включенным в базовую программу ОМС.
2. Всего на оказание ВМП направлено 1 884 144,8 тыс.руб. или 100,6% к плану, из них средства ОМС - 1 556 527,2 тыс.руб. или 100,7% к плану, средства областного бюджета - 263 295,7 тыс.руб. или 100,0% к плану, средства федерального бюджета – 54 185,0 тыс.руб. или 100,0% к плану.
Средняя стоимость 1 случая лечения по профилям ВМП, не включенной в базовую программу ОМС, составила 104,7 тыс.руб., по профилям ВМП, включенной в базовую программу ОМС – 169,3 тыс.руб.
3. Потребность в ВМП, включенной в базовую программу ОМС, а также ВМП, не включенной в базовую программу ОМС, для областных медицинских организаций определялась с учетом объемов оказания ВМП в предыдущем периоде, а также с учетом увеличения количества групп ВМП, включенных в базовую программу ОМС. Планирование объемов оказания ВМП медицинским организациям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти, осуществлялось федеральными органами исполнительной власти без участия органов исполнительной власти в сфере здравоохранения субъекта.
Действующим законодательством сроки ожидания ВМП не определены, предварительную дату госпитализации определяет принимающая медицинская организация, оказывающая ВМП. Система мониторинга ВМП не позволяет определить реальные сроки ожидания оказания ВМП. Фактически отложить дату госпитализации, либо отказать в госпитализации медицинские учреждения могут при установлении невозможности ее предоставления в текущем году, исходя из ограниченных финансовых возможностей, установленных учреждению государственным заданием. Согласно сведениям из Реестра пациентов, отказано по тем или иным причинам в оказании ВМП в 24,0% случаях. Сроки ожидания по отдельным профилям ВМП достигают 16 месяцев.
Также на сроки ожидания оказания ВМП оказывают влияние сроки сбора всей необходимой медицинской документации. Так, в ходе проверки установлено, что Комиссией по отбору пациентов для оказания ВМП, созданной при Министерстве здравоохранения НСО, допускались нарушения сроков оформления решения о подтверждении наличия (об отсутствии) медицинских показаний для направления пациентов на оказания ВМП, не включенной в базовую программу ОМС, от 5 до 49 рабочих дней.
4. Приказом Министерства здравоохранения НСО в Перечень медицинских организаций, оказывающих ВМП, не включенную в базовую программу ОМС на 2019 год, включены все пять медицинских организаций, подавших заявки.
КСП НСО отмечает, что критерии отбора медицинских организаций для включения в Перечень не содержат конкретных количественных значений показателей деятельности медицинских организаций. Кроме того, нормативными документами не предусмотрен порядок осуществления отбора поступивших от медицинских организаций заявок.
5. Объемы предоставления медицинской помощи, в том числе на оказание ВМП, включенной в базовую программу ОМС, между страховыми медицинскими организациями и между медицинскими организациями распределялись Комиссией по разработке Территориальной программы ОМС с нарушением сроков, установленных п. 4 Положения о комиссии ТП ОМС.
Государственные задания на оказание ВМП, не включенную в базовую программу ОМС, в нарушение ст. 69.2 БК РФ и п.4 Порядка формирования госзадания утверждены Министерством здравоохранения НСО после начала очередного финансового года и сроком только на 1 год.
6. В соответствии с Порядком финансового обеспечения медицинской деятельности, связанной с донорством, утвержденным постановлением Правительства Новосибирской области от 29.12.2018 № 572-п, субсидии медицинским организациям предоставляются на возмещение расходов на осуществление медицинской деятельности, связанной с донорством органов человека в целях трансплантации (пересадки), на основании заявки медицинских организаций, с приложением копий соответствующих документов, подтверждающих произведенные кассовые расходы.
Фактически объем субсидии медицинским организациям определялся Министерством здравоохранения НСО в соответствии с Положением о порядке предоставления субсидии, связанной с донорством, утвержденным приказом Министерства здравоохранения НСО от 12.10.2016 № 2720, расчетным способом с применением коэффициентов относительной затратоемкости, то есть с нарушением принципа возмещения произведенных расходов.
7. Нормативные затраты на оказание ВМП, не включенной в базовую программу ОМС, не соответствуют средним нормативам финансовых затрат на единицу объема ВМП, определенным ТПГГ НСО. Отклонение по отдельным показателям финансовых нормативов на единицу объема медицинской помощи составляет до 62,3%. Недофинансирование ВМП, не включенной в базовую программу ОМС, по расчетам КСП НСО, составляет 286 385,2 тыс.руб. или 52,7% от утвержденных бюджетных ассигнований.
Кроме того, направления использования средств субсидии, предоставляемой на оказание ВМП, не включенной в базовую программу ОМС, утвержденные Порядком финансового обеспечения выполнения государственного задания на оказание ВМП (постановление Правительства НСО от 13.04.2015 № 138-п) не соответствуют направлениям расходов, определенным ТПГГ НСО.
Порядками, регулирующими финансовое обеспечение ВМП и медицинской деятельности, связанной с донорством, не установлен предельный уровень заработной платы, который фактически варьируется от 17,0% до 98,2%.
8. В соответствии с Федеральным законом № 323-ФЗ в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов РФ устанавливают, в том числе, порядок реализации права внеочередного оказания медицинской помощи отдельным категориям граждан в медицинских организациях, находящихся на территории субъекта РФ.
Согласно сведениям из Реестра пациентов, 436 гражданам, не относящимся к льготной категории, по медицинским показаниям была оказана ВМП, не включенная в базовую программу ОМС, более одного раза, а в отдельных случаях 5-6 раз.
КСП НСО отмечает, что в порядке внеочередного оказания медицинской помощи, установленном ТПГГ НСО, отсутствуют положения об организации госпитализации граждан, в том числе, для оказания ВМП, вне зависимости от наличия льготной категории, по медицинским показаниям.
9. Согласно отчету о ходе реализации ГП Развитие здравоохранения за 2019 год доля трансплантированных органов в числе заготовленных органов для трансплантации составила 88,9% или 104,6% к плану, высокотехнологичная медицинская помощь оказана 22 035 жителям Новосибирской области или 95,8% к плану. В ходе проверки установлено, что отчет о ходе реализации ГП Развитие здравоохранения содержит недостоверные данные.
Функционирующая система управления и контроля доступности и качества оказываемой гражданам ВМП имеет недостатки, влияющие на полноту и достоверность данных о потребности, результатах оказания ВМП и фактических затратах, учитываемых для формирования бюджета на последующий финансовый период с соблюдением требования его обоснованности согласно законодательству.
По результатам контрольного мероприятия КСП Новосибирской области предложила Министерству здравоохранения Новосибирской области:
- Порядок финансового обеспечения за счет средств областного бюджета Новосибирской области выполнения государственного задания на оказание ВМП, а также нормативы финансовых затрат привести в соответствие с положениями Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Новосибирской области;
- установить предельный уровень заработной платы в структуре среднего норматива финансовых затрат на единицу объема ВМП, не включенной в базовую программу ОМС.
- Положение о порядке предоставления субсидии, связанной с донорством, утвержденное приказом Министерства здравоохранения НСО от 12.10.2016 № 2720 привести в соответствие с Порядком финансового обеспечения медицинской деятельности, связанной с донорством.
Для устранения выявленных нарушений представления Контрольно-счетной палаты Новосибирской области направлены:
- Министерству здравоохранения Новосибирской области;
- Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Новосибирской области «Новосибирский областной клинический кардиологический диспансер».
Согласно ст. 16 Закона области «О Контрольно-счетной палате Новосибирской области» отчет направлен:
- Губернатору Новосибирской области;
- в Законодательное Собрание Новосибирской области.