Комитетами Законодательного Собрания Новосибирской области рассмотрен отчет Контрольно-счетной палаты о результатах проверки использования бюджетных средств, направленных на поддержку малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе.
Отчет по результатам проверки законности и результативности использования средств областного бюджета, направленных на поддержку малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе и развитие сельской кооперации в 2019 году и за текущий период 2020 года, рассмотрен коллегией палаты и направлен в Законодательное Собрание Новосибирской области и Губернатору Новосибирской области.
Отчет рассмотрен на заседаниях комитета Законодательного Собрания Новосибирской области по аграрной политике, природным ресурсам и земельным отношениям (23.06.2020) и комитета по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности (30.06.2020). С докладами о результатах контрольного мероприятия на заседаниях комитетов выступила аудитор палаты Е.Н. Саблина.
Объектом контрольного мероприятия стало Министерство сельского хозяйства Новосибирской области (Минсельхоз НСО, Министерство).
В результате проверки установлено:
1. В 2019 году государственная поддержка, получателями которой выступали исключительно малые формы хозяйствования (КФХ, ЛПХ и сельхозкооперативы) в рамках государственной программы Новосибирской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Новосибирской области» (далее – Госпрограмма), утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 02.02.2015 №37-п (далее – Постановление №37-п) осуществлялась по 10-ти направлениям, из них по 7 направлениям расходы софинансировались за счет средств федерального бюджета на уровне от 78% до 96 %.
В нарушение ч.2 ст.179 Бюджетного кодекса и п.32 Порядка принятия решений о разработке государственных программ (утв. постановлением Правительства НСО от 28.03.2014 №125-п), изменения в Госпрограмму связанные с приведением ее параметров в соответствие с Законом об областном бюджете на 2020 год в установленный срок (до 31 марта) не внесены.
2. Расходы на господдержку малых форм хозяйствования составили 312 596,1 тыс.руб. или 99,8% к плану, в том числе: за счет средств федерального бюджета – 224 375,4 тыс.руб. (71,7% от общего объема); за счет средств областного бюджета – 88 220,7 тыс.руб. (28,3%).
Темп роста к уровню 2018 года составил 122,6%, что обусловлено финансированием регионального проекта «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации» на реализацию которого по трем направлениям выделено 43 908,8 тыс.руб. или 14,0% от общего объема.
На 2020 год бюджетные ассигнования предусмотрены в размере 245 903,3 тыс.руб. По состоянию на 01.04.2020 средства выделены только в размере 246,3 тыс.руб. на возмещение стоимости молодняка крупного рогатого скота (КРС), приобретенного ЛПХ.
3. В 2019 году из общей суммы господдержки 269 301,8 тыс.руб. (86,1%) направлено на предоставление грантов 41 получателю, из них: 22 гранта (из 48 заявившихся) начинающим фермерам на сумму 63 540,0 тыс.руб.; 4 гранта (из 25) на развитие семейных животноводческих ферм на 108 065,8 тыс.руб.; 2 гранта (из 2) на развитие материально-технической базы СПК на 61 696,0 тыс.руб.; 13 грантов (из 33) на создание и развитие КФХ, «Агростартап» на 36 000,0 тыс.руб.
Основной объем бюджетных средств доведен до получателей в конце третьего и в четвертом кварталах 2019 года, что обусловлено несвоевременным принятием областных нормативных правовых актов, и как следствие, привело к недостижению грантополучателями показателей результативности.
Кроме того, в нарушение п.15 Порядка предоставления грантов (утв. Приложением №6 к Постановлению №37-п), средства на поддержку начинающего фермера (8 700,0 тыс.руб.) и на развитие семейной животноводческой фермы (30 000,0 тыс.руб.) перечислены получателям с нарушением установленного срока.
4. Ряд норм, установленных в областных нормативных правовых актах, регулирующих господдержку малых форм хозяйствования, не соответствуют друг другу и нормам, установленным федеральными правовыми актами, а также содержат недостатки, влияющие на результативное использование бюджетных средств и достоверность предоставления отчетности, так:
Положением о конкурсном отборе (утв. Приложением №10 к Постановлению №37-п) установлены дополнительные требования к главе КФХ на получение гранта начинающего фермера, не предусмотренные Федеральными правилами, утвержденными Федеральной госпрограммой ;
типовая форма соглашения, утвержденная приказом Минсельхоза НСО от 26.09.2019 №148-нпа (далее – Приказ №148-нпа) и сами соглашения, заключенные на предоставление грантов, не соответствуют типовой форме соглашения, установленной в соответствии с ч.9 ст.78 БК РФ приказом МФиНП НСО от 09.07.2019 № 43-нпа;
типовой формой соглашения, утвержденной Приказом №148-нпа и заключенными соглашениями, предусмотрена возможность внесения заявителем изменений в план расходов при согласовании с Министерством, при этом порядками предоставления грантов, утвержденными Постановлением №37-п внесение таких изменений, после получения гранта не предусмотрено;
в перечнях документов, установленных Приложениями №3 и №5 к Положению о конкурсном отборе (утв. Приложением №10 к Постановлению №37-п), отсутствует обязательство заявителя на право получения грантов на развитие семейной животноводческой фермы и «Агростартап», осуществлять деятельность КФХ в течение не менее пяти лет после получения гранта, предусмотренное абз. к) пп.2 п.5 и абз. и) пп.4 п.5 Положения о конкурсном отборе;
формула расчета гранта, утвержденная п.8 Порядка предоставления грантов «Агростартап» (утв. Приложение №7 к Постановлению №37-п), не позволяет правильно рассчитать его размер и приводит к формальному занижению суммы гранта относительно его предельного размера (грант предоставлялся по расчету не соответствующему утвержденной формуле);
в нарушение п.9 Порядка предоставления грантов и пп.4 п.9 и п.15 Порядка предоставления грантов «Агростартап», в соглашениях, заключенных Минсельхозом НСО, не установлены сроки представления отчетности получателями грантов;
в нормативных правовых актах не определен порядок расчета суммы гранта в случаях, когда начинающий фермер представил в заявке бизнес-план, в который включены одновременно несколько видов деятельности, например, разведение КРС мясного направления (максимальный размер гранта 3 000,0 тыс.руб.) и иного вида деятельности (1 500,0 тыс.руб.);
нормативными правовыми актами, либо соглашениями, не установлен перечень документов, подтверждающих направление средств на финансовое обеспечение затрат (целевое использование) и достижение показателей результативности.
Кроме того, соглашения, заключенные Минсельхозом НСО с получателями грантов на развитие семейных животноводческих ферм, не содержат всех приложений, упомянутых в тексте соглашения, которые должны являться его неотъемлемой частью, в том числе установленные получателю конкретные показатели результативности использования гранта, отчетные формы, что не соответствует типовой форме соглашения, утвержденной Приказом №148-нпа.
5. Подача документов, для получения грантов через систему ГИС НСО «Господдержка АПК» и их предварительный контроль специалистами Минсельхоза НСО, Положением о конкурсном отборе не предусмотрены. Конкурсной комиссией в течение одного дня проведены проверка и оценка документов 108 заявителей. В результате 28 заявителей (68,3% от получивших гранты) определены победителями конкурсного отбора, в нарушение требований, установленных Положением о конкурсном отборе, не представив полный пакет документов.
Суммы грантов в протоколе конкурсной комиссии не указаны, расчеты по каждому получателю к проверке не представлены.
В нарушение п.5 приложения №3 Положения о конкурсном отборе, п.2 Порядка предоставления грантов, необоснованно признан конкурсной комиссией прошедшим конкурсный отбор на право получения гранта индивидуальный предприниматель, которым не была проведена государственная регистрация КФХ в органах Федеральной налоговой службы. В результате Минсельхозом НСО неправомерно предоставлен грант на развитие семейной животноводческой фермы. Средства гранта не расходовались и возвращены в бюджет области в полном объеме.
6. По состоянию на 01.01.2020 в Минсельхоз НСО представили документы, подтверждающие полное или частичное использование бюджетных средств, 33 КФХ и СПК (80,5% от 41 получателя грантов), всего на сумму 103 604,2 тыс.руб. или 38,7% от общего объема выделенных грантов.
При этом, отчеты получателей грантов по итогам 2019 года, не соответствуют типовой форме, установленной Приказом №148-нпа (не содержат даты направления в Минсельхоз НСО), не регистрируются при поступлении в Минсельхоз НСО. Полнота и достоверность сведений, представленных в отчетных формах, Минсельхозом НСО не контролируется.
7. Согласно отчетным данным 15 грантополучателями осуществлены расходы на сумму 10 929,0 тыс.руб. (10,5% от использованных средств грантов) с нарушениями установленных требований, в том числе: за счет средств гранта приобретена техника и оборудование старше 3 лет (2 071,5 тыс.руб.); оплачен НДС (4 809,2 тыс.руб.); оплачены затраты без внесения собственных средств или собственные средства внесены в меньшем объеме (4 048,3 тыс.руб.). По окончанию проверки возвращено в бюджет области неправомерно использованных средств грантов на сумму 2 525,4 тыс.руб.
Кроме того, в отчетах об использовании средств гранта за 2019 год:
- у 3 получателей включены затраты на сумму 1 961,2 тыс.руб., отсутствующие в планах расходов. Изменения в планы расходов, в нарушение п.1.2 Соглашения, получателями на рассмотрение и согласование в Министерство не представлялись;
- у 4 получателей отсутствуют документы, подтверждающие дату производства оборудования (менее 3-х лет), на сумму 2 047,7 тыс.руб. и оплату собственными средствами на сумму 116,3 тыс.руб.
8. При использовании средств грантов начинающими фермерами установлен ряд нарушений и недостатков:
8.1 Гранты могут использоваться на строительство, реконструкцию, ремонт и переустройство производственных и складских зданий. При этом, нормативными правовыми актами не установлен перечень документов, подтверждающих затраты на строительство или ремонт, не определены назначение и собственники земельных участков, на которых планируется строительство нежилых помещений. Заявители за счет средств гранта ремонтируют помещения, взятые в аренду всего на 11 месяцев, что в случае расторжения договоров аренды может привести к безрезультатному использованию бюджетных средств (743,0 тыс.руб. и 624,6 тыс.руб.).
8.2 Приобретение животных за счет средств гранта, как правило, осуществляется у физических лиц или индивидуальных предпринимателей (201 из 345 голов). По двум фактам приобретения КРС имеются признаки мнимой сделки:
9. В рамках реализации регионального проекта «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации» осуществлялось предоставление грантов «Агростартап» (36 000,0 тыс.руб.), субсидий на возмещение части затрат, понесенных СПК в текущем финансовом году (4 783,8 тыс.руб.) и обеспечение функционирования Центра компетенций (3 125,0 тыс.руб.).
9.1 Субсидия на возмещение части затрат, понесенных в текущем финансовом году предоставлена только СППСК «Возрождение», в том числе: на возмещение затрат, связанных с закупкой сельскохозяйственной продукции – 1 393,5 тыс.руб., что на 972,5 тыс.руб. больше возможной расчетной суммы установленной для закупки продукции у одного члена кооператива и на возмещение затрат, связанных с приобретением техники и оборудования для переработки сельхозпродукции для оказания услуг членам СПК – 3 390,3 тыс.руб.
При этом, Федеральными правилами по региональным проектам на 2020 год, приобретение имущества, техники и объектов, на возмещение части затрат по которым предоставляется субсидия, СПК у своих членов не допускается. На областном уровне изменения в Порядок предоставления субсидий СПК (утв. Приложением №8 к Постановлению №37-п) на момент проверки не внесены.
9.2 Субсидия на сумму 3 125,0 тыс.руб. перечислена АО «АИР», на базе которого создан Центр компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации, только 30.12.2019 и на конец года не использована. По решению Минфина НСО субсидия подлежит возврату. АО «АИР» за счет собственных средств осуществлялось финансирование ряда мероприятий Центра компетенций, однако показатели результативности, непосредственно отражающие результат его деятельности, установленные соглашением о предоставлении субсидий, не достигнуты.
Всего на консультационные услуги субъектов малого предпринимательства на селе в 2019 году направлено 5 425,0 тыс.руб. Вне рамок регионального проекта за счет средств областного бюджета (2 400,0 тыс.руб.) оказываются услуги по научно-консультационному и информационному обеспечению КФХ и других субъектов малого предпринимательства в сельском хозяйстве (обучающие семинары и консультации). На 2020 год запланированы расходы на консультационные услуги всего на сумму 5 465,0 тыс.руб.
10. За 2019 год по отчетным данным Минсельхоза НСО из 9 основных целевых индикаторов Госпрограммы и 4 индикаторов реализации Регионального проекта, значение целевого показателя не достигнуто только по одному (количество созданных новых рабочих мест). При этом, отчетные данные Минсельхоза НСО по достижению целевых индикаторов Госпрограммы и Регионального проекта (в том числе по количеству созданных новых рабочих мест и приросту объема сельскохозяйственной продукции) документально, данными получателей грантов, не подтверждены.
Для устранения выявленных нарушений министерству сельского хозяйства Новосибирской области направлено представление Контрольно-счетной палаты Новосибирской области.
Также по результатам проверки Контрольно-счетной палатой Новосибирской области предложено:
- Правительству Новосибирской области:
внести изменения в Порядок предоставления субсидий, утвержденный постановлением Правительства НСО от 02.02.2015 №37-п в части установления запрета приобретения СПК имущества и техники, на возмещение части затрат по которым предоставляется субсидия у своих членов кооператива, как это предусмотрено Федеральными правилами по региональным проектам на 2020 год.
2. Министерству сельского хозяйства Новосибирской области:
организовать прием заявок и пакетов документов по направлениям господдержки малых форм хозяйствования через ГИС НСО «Господдержка АПК», что позволит ускорить и упростить подачу документов заявителями и повысить качество и прозрачность принятия решений по определению победителей конкурсного отбора.
Рассмотрев предоставленные материалы, заслушав доклад аудитора о результатах контрольного мероприятия комитет Законодательного Собрания Новосибирской области по аграрной политике, природным ресурсам и земельным отношениям решил:
1. Информацию об отчёте КСП Новосибирской области принять к сведению.
2. Рекомендовать министерству сельского хозяйства Новосибирской области учесть предложения, изложенные в отчете Контрольно-счетной палаты Новосибирской области.
По итогам рассмотрения материалов отчета комитет по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности решил: информацию аудитора КСП Новосибирской области Е.Н. Саблиной о результатах проверки принять к сведению.