Председатель палаты выступила с докладом на публичных слушаниях по годовому отчету об исполнении областного бюджета за 2019 год.
11 июня 2020 года в большом зале Законодательного Собрания Новосибирской области состоялись публичные слушания по отчету об исполнении областного бюджета Новосибирской области за 2019 год с участием председателя Законодательного Собрания Новосибирской области, председателя комитета по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности, депутатов Законодательного Собрания Новосибирской области, первого заместителя Председателя Правительства Новосибирской области, и.о. министра экономического развития Новосибирской области, заместителя Председателя Правительства Новосибирской области – министра финансов и налоговой политики Новосибирской области, представители других государственных органов, а также общественности.
Председатель Контрольно-счетной палаты Новосибирской области Е.А. Гончарова выступила на слушаниях с докладом о результатах внешней проверки отчета об исполнении областного бюджета за 2019 год, в котором отметила, что в 2019 году областной бюджет исполнялся в условиях некоторого замедления экономического развития. Прогноз социально-экономического развития области на 2019-2021 гг. предусматривал два варианта прогноза – консервативный и умеренно-оптимистичный. При этом по ряду показателей темпы роста были ниже, чем предусматривал консервативный вариант прогноза, принятый за основу бюджетного планирования. По многим показателям темпы роста также уменьшились по сравнению с 2018 годом. Так, темпы роста валового регионального продукта в реальном выражении уменьшились с 3,4% до 2,9%, промышленного производства – с 5,2% до 3,6%.
Существенно замедлились темпы роста показателей, характеризующих потребительский спрос (их значения также были меньше консервативного варианта прогноза). Так, темпы роста заработной платы в реальном выражении уменьшились с 8,1% до 2,3%, денежных доходов населения – с 2,0% до 0,6%, розничной торговли – с 4,5% до 2,7%. Объем платных услуг населению уменьшился на 1,4% (в 2018 году был рост на 3,0%).
Вместе с тем, уровень общей безработицы сократился с 6,7% до 6,1%. Объем производства сельского хозяйства увеличился на 2,0% (после падения на 0,8% в 2018 году). Основным фактором экономического роста стал инвестиционный спрос. Темп роста инвестиций в основной капитал увеличился с 6,4% до 19,1% и значительно превысил умеренно-оптимистичный прогноз (2,5%). Сохранился на уровне 2018 года (а с учетом строительства на садоводческих участках – даже увечился на 1%) ввод в действие жилых домов.
Увеличение заработной платы, оборота малого и среднего предпринимательства, ставок и нормативов зачисления акцизов обеспечило прирост налоговых доходов областного бюджета. Вместе с тем, сокращение поступлений налога на имущество организаций и налога на прибыль привело к замедлению темпов роста налоговых доходов с 15,3% до 2,2%. Недоисполнение плана по доходам приходится в основном на налог на прибыль (4,1 млрд.руб.) и упрощенную систему налогообложения (1,1 млрд.руб.).
Уменьшение объемов прибыли по сравнению с 2018 годом произошло, прежде всего, у предприятий добывающей и обрабатывающей промышленности, а также у поставщиков коммунальных услуг. Поступления по упрощенной системе налогообложения увеличились на 4,6%, несмотря на то, что с 2019 года был установлен норматив отчислений от этого налога в местные бюджеты (30% - районы, 10% - округа). В целом по консолидированному бюджету поступления увеличились на 19,2%. Однако бюджеты планировались исходя из роста на 31%, поэтому поступления меньше плановых на 10,5%. В 2017-2018 гг. темпы роста поступлений по упрощенной системе налогообложения превышали 20%, но прогноз ускорения до 30% не оправдался.
Поступления налога на имущество организаций снизились на 1,5 млрд.руб. в связи с исключением движимого имущества из состава объектов налогообложения. Следует отметить, что движимое имущество было включено в налогооблагаемую базу в 2018 году, и снижение поступлений 2019 года соответствует росту поступлений 2018 года. В целях компенсации снижения доходов были увеличены нормативы отчислений в бюджеты субъектов РФ от акцизов на крепкий алкоголь. Но для Новосибирской области дополнительные поступления акцизов (818 млн.руб.) компенсировали лишь около половины снижения доходов от налога на имущество. Доля неналоговых доходов областного бюджета остается незначительной и продолжает сокращаться (1,2%, более 70% из них это штрафы).
Выделение средств федерального бюджета на реализацию национальных и инфраструктурных проектов привело к значительному увеличению объема и доли безвозмездных поступлений в доходах областного бюджета (с 16,9% до 21,6%). Их общий объем увеличился на 9 569 млн.руб. по сравнению с 2018 годом, в т.ч. за счет впервые предусмотренных трансфертов из федерального бюджета на создание дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет (1 687 млн.руб.), создание единого цифрового контура в здравоохранении (168 млн.руб.), модернизацию театров юного зрителя и театров кукол (106 млн.руб), строительство и реконструкцию объектов питьевого водоснабжения (99 млн.руб.).
При недоисполнении налоговых и неналоговых доходов на 5,2 млрд.руб. были получены дополнительные трансферты на сумму 2,3 млрд.руб., в результате общие доходы областного бюджета меньше плана на 2,9 млрд.руб. Недоисполнение расходов составило 7,4 млрд.руб. В частности, меньше утвержденных ассигнований расходы на обслуживание долга (1 845 млн.руб.), строительство 4-го моста через р. Обь (959 млн.руб.), ремонт и содержание автомобильных дорог (360 млн.руб.), строительство дорожной инфраструктуры для ледовой арены (257 млн.руб.), выплату пособий по уходу за ребенком (244 млн.руб.). Не использована часть средств резервного фонда и других зарезервированных средств (754 млн.руб.).
В результате недоисполнения доходов и расходов дефицит областного бюджета составил 6 280 млн.руб. (при плане 10 820 млн.руб.). Дефицит профинансирован за счет остатков средств на счете областного бюджета, объем государственного долга области и его отношение к налоговым и неналоговым доходам практически не изменились (44 219 млн.руб. или 35,3%). Следует отметить, что остатки средств на счете областного бюджета уменьшились с 8 575 до 2 306 млн.руб. В текущем году дефицит не может быть профинансирован в сопоставимых объемах без увеличения заимствований.
Продолжалось погашение задолженности по бюджетным кредитам, полученным из федерального бюджета (по условиям реструктуризации погашено 750 млн.руб. или 5% задолженности). Новые кредиты из федерального и областного бюджетов в 2019 году не предоставлялись. Размещение государственных ценных бумаг области также составило 750 млн.руб., что существенно меньше плана и показателей прошлых лет (в прошлые годы ежегодно размещалось 5 млрд.руб.). При этом погашено ценных бумаг на 1 750 млн.руб. В результате уменьшение объема задолженности по бюджетным кредитам и ценным бумагам сопровождалось увеличением объемов банковских кредитов. Вместе с тем, процентные ставки упали до исторических минимумов 6,7%-6,8%, что позволило уменьшить расходы на обслуживание долга по сравнению с 2018 годом почти на 10% или 160 млн.руб.
Расходы областного бюджета исполнялись в рамках 31-ой государственной программы, на которые приходится 95,1% общего объема расходов. В прошлые года работу с госпрограммы затрудняла необходимость приведения их в соответствие с несколькими изменениями закона об областном бюджете. При этом новые изменения бюджета могут быть приняты еще до истечения срока приведения в соответствия с предыдущими изменениями. В 2019 году в Порядок формирования и реализации госпрограмм были внесены изменения, в соответствии с которыми изменения в госпрограммы достаточно внести один раз – до 31 марта для приведения в соответствие с последней редакцией бюджета отчетного года и первой редакцией бюджета текущего года. Однако 5 госпрограмм не были приведены в соответствие с первой редакцией закона о бюджете, 16 госпрограмм были приведены в соответствие несвоевременно. С последней редакцией закона о бюджете не приведены в соответствие или приведены в соответствие несвоевременно 8 госпрограмм.
Следует отметить, что в бюджете 2019 года впервые было утверждено распределение расходов по основным мероприятиям госпрограмм, что позволило перейти к полноценной программной структуре областного бюджета. Национальные и соответствующие им федеральные и региональные проекты интегрированы в госпрограммы в качестве основных мероприятий.
Указом Президента РФ от 07.05.2018 № 204 предусмотрена разработка национальных проектов по 12-ти направлениям, достижение целей национальных проектов обеспечивают 67 федеральных проектов. В Новосибирской области паспорта региональных проектов утверждены по сферам действия 11-ти национальных и 54-х федеральных проектов. Но 3 региональных проекта в 2019 году не реализовывались. Реализация 13-ти проектов осуществляется без финансового обеспечения, еще 13 проектов реализуются без использования средств федерального бюджета.
Расходы на реализацию проектов в 2019 году составили 28 627 млн.руб., в т.ч. за счет федеральных трансфертов – 13 463 млн.руб., средств областного бюджета – 13 913 млн.руб., местных бюджетов – 455 млн.руб., государственных внебюджетных фондов – 138 млн.руб., внебюджетных источников – 657 млн.руб. Но фактически достижение целей национальных проектов также обеспечивается за счет средств, традиционно предусматривавшихся в бюджете и не отнесенных к расходам региональных проектов (в частности, на ремонт автомобильных дорог, строительство и переселение из аварийного жилья, обеспечение питьевой водой, строительство учреждений образования).
В результате внешней проверки подтверждена достоверность и полнота годового отчета об исполнении областного бюджета, случаев недостоверности данных о доходах, расходах и источниках финансирования дефицита областного бюджета не выявлено.
Для устранения сохраняющихся нарушений и недостатков в бюджетном процессе необходимо продолжить работу по развитию системы ведомственного финансового контроля (аудита), совершенствованию порядка планирования и исполнения различных направлений расходов, в том числе с учетом выводов и предложений, изложенных в отчетах и заключениях палаты.