Контрольно-счетная палата Новосибирской области провела внешнюю проверку годового отчета об исполнении областного бюджета за 2019 год
Внешняя проверка годового отчета об исполнении областного бюджета за 2019 год, включающая проверку бюджетной отчетности главных администраторов средств областного бюджета, проведена в соответствии со статьей 264.4 Бюджетного кодекса РФ, статьей 33 Закона Новосибирской области о бюджетном процессе и планом работы палаты на 2020 год.
Годовой отчет представлен в палату 14.04.2019 с соблюдением срока, установленного Законом области о бюджетном процессе (до 15 апреля). Однако в составе дополнительных материалов, представляемых одновременно с годовым отчетом, отсутствовала информация Министерства транспорта, Министерства культуры и Управления делами об администрировании доходов от использования и продажи государственного имущества. Кроме того, Министерством природных ресурсов и Министерством образования не представлен перечень объектов капитального строительства муниципальной собственности, софинансирование которых осуществлялось за счет субсидий местным бюджетам.
Результаты внешней проверки Годового отчета об исполнении областного бюджета за 2019 год позволяют сделать вывод о том, что бюджет исполнялся в условиях некоторого замедления экономического развития. По многим показателям темпы роста были ниже, чем в 2018 году, а также ниже, чем предусматривал консервативный вариант прогноза социально-экономического развития области на 2019 год. Увеличение заработной платы, оборота малого и среднего предпринимательства, ставок и нормативов зачисления акцизов обеспечило прирост налоговых доходов областного бюджета.
Однако уменьшение объемов прибыли предприятий добывающей и обрабатывающей промышленности, поставщиков коммунальных услуг, а также исключение движимого имущества из состава объектов налогообложения привело к сокращению поступлений соответствующих налогов. Выделение средств федерального бюджета на реализацию национальных и инфраструктурных проектов привело к значительному увеличению объема и доли безвозмездных поступлений.
Расходы областного бюджета меньше утвержденных ассигнований, прежде всего, за счет расходов на обслуживание долга, строительство моста через р. Обь, а также зарезервированных средств. При этом многие госпрограммы не приводились в соответствие с законами об областном бюджете и о внесении изменений в областной бюджет или приводились несвоевременно.
Недоисполнение расходов привело к уменьшению дефицита областного бюджета по сравнению с планировавшимся, а также к уменьшению объема заимствований и сохранению части остатков на счете областного бюджета. Объем государственного долга области и его отношение к налоговым и неналоговым доходам остались на уровне 2018 года. В структуре долга увеличилась доля банковских кредитов и уменьшилась доля бюджетных кредитов и государственных ценных бумаг.
Случаев недостоверности Годового отчета в части сумм кассовых поступлений и выплат не установлено. Установлен ряд нарушений и недостатков в бюджетном учете и отчетности, влияющих на полноту и достоверность данных об активах и обязательствах областных органов и учреждений. Сохраняются проблемы отражения завершенных капитальных вложений, обязательств по предоставлению субсидий сельскохозяйственным организациям, запасов и резервов медицинских средств, а также расходов на выкуп зданий и сооружений для государственных нужд. В областных правовых актах, регулирующих управление государственной собственностью, не в полной мере учены особенности бухгалтерского учета имущества в случае его списания или прекращения признания активом.
В июле 2019 года по итогам внешней проверки годового отчета за 2018 год Губернатором Новосибирской области были даны поручения областным органам исполнительной власти устранить установленные нарушения и недостатки, а также провести рабочие группы с участием представителей КСП НСО для выработки совместной позиции по сделанным палатой предложениям. В результате проделанной работы большинство нарушений и недостатков при организации исполнения областного бюджета, формировании бюджетной отчетности были устранены.
Для устранения сохраняющихся нарушений и недостатков необходимо продолжить работу по развитию системы ведомственного финансового контроля (аудита), совершенствованию порядка планирования и исполнения различных направлений расходов, в том числе с учетом выводов и предложений, изложенных в отчетах и заключениях палаты.
Результаты внешней проверки будут рассмотрены на публичных слушаниях по отчету об исполнении областного бюджета за 2019 год, которые состоятся 11 июня 2020 года в 12.30 в большом зале Законодательного Собрания Новосибирской области.