21 Января 2015
Отчёт Контрольно-счётной палаты Новосибирской области по результатам проверки целевого характера и эффективности использования средств областного бюджета, направленных на строительство объектов инфраструктуры в рамках реализации долгосрочной целевой программы «Создание и развитие в Новосибирском Академгородке Технопарка в сфере высоких технологий на 2011-2014 годы» в 2011-2014 годах рассмотрен на заседаниях комитета Законодательного Собрания Новосибирской области по транспортной, промышленной и информационной политике и комитета по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности. На заседаниях комитетов с докладом о результатах контрольного мероприятия выступил аудитор палаты В.Н. Алёхин.
Создание объектов инженерной инфраструктуры научно-технологического парка Новосибирского Академгородка осуществлялось в рамках Государственной (комплексной) программы «Создание в Российской Федерации Технопарков в сфере высоких технологий», утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 10.03.2006 № 328-р.
Начиная с 2011 года финансирование строительства объектов инженерной инфраструктуры Технопарка производилось в рамках реализации долгосрочной целевой программы «Создание и развитие в Новосибирском Академгородке Технопарка в сфере высоких технологий на 2011-2014 годы», утверждённой постановлением Правительства Новосибирской области в 2010 году № 159-п.
Функции заказчика по созданию объектов инженерной инфраструктуры Технопарка в разное время по разным объектам выполняли: ГУП «УЭВ СО РАН», Департамент строительства и архитектуры мэрии г. Новосибирска, ГКУ НСО «УКС», ОАО «Технопарк».
Общий объем средств, направленный из федерального, областного бюджетов и бюджета г. Новосибирска на создание объектов инженерной инфраструктуры Технопарка с 2006 по 2014 годы составляет 2,2 млрд.руб., в том числе с 2006 по 2010 годы (до принятия ДЦП) было направлено 1,8 млрд.руб. и в рамках реализации ДЦП объем финансирования составил 412,6 млн.руб.
Перечень объектов строительства инженерной инфраструктуры Технопарка Новосибирского Академгородка ежегодно корректировался.
Общее количество объектов инженерной инфраструктуры, на которые с 2006 года направлялись средства (на проектирование и/или строительство) составило 31 объект.
По состоянию на 1 января 2011 года (до принятия ДЦП) из 31 объекта:
- введено в эксплуатацию 9 объектов (на общую сумму 495,4 млн. руб. или 27,4%);
- 8 объектов находились в стадии строительства (объем незавершенного строительства составил 1,3 млрд.руб. или 70,3%);
- по 14-ти объектам проведены изыскательские работы и разработана проектно-сметная документация (на общую сумму 42,8 млн.руб. или 2,4%), при этом работы по строительству данных объектов с 2007 года (даты разработки ПСД) не ведутся и не планируются.
В связи с тем, что изыскательские и проектные данные, а также технические условия, заложенные в проекты действительны только 2-3 года, по мнению КСП НСО, проектно-сметная документация на сумму 42,8 млн.руб. не может быть использована, что не соответствует принципу эффективности использования бюджетных средств, предусмотренному ст.34 БК РФ (бюджетные средства в сумме 42,8 млн.руб. использованы безрезультативно).
В 2007-2009 годах заказчиком-застройщиком ГУП «УЭВ СО РАН» на проектирование и строительство отдельных объектов Технопарка было перечислено генеральной подрядной организации ООО «Городские Коммунальные Системы» (ООО «ГКС») – 663,5 млн.руб., при этом подрядная организация документально подтвердила объем выполненных работ на сумму 554,1 млн.руб. Неотработанный аванс составил 109,4 млн.руб.
В результате действий (бездействий) Правительства (Администрации) Новосибирской области, министерства строительства и ЖКХ области, мэрии г. Новосибирска, ГУП «УЭВ СО РАН», неотработанные авансы, перечисленные генеральной подрядной организации, не смогут быть взысканы, потери средств областного бюджета составили 109,4 млн.руб., что не соответствует принципу эффективности использования бюджетных средств, предусмотренному ст.34 БК РФ (средства использованы безрезультатно).
В рамках реализации ДЦП, планировалось направить на строительство 7-ми объектов инженерной инфраструктуры 491,0 млн.руб., фактически на 01.11.2014 профинансировано строительство 6-ти объектов (за исключением строительства высоковольтной линии) на общую сумму 412,3 млн.руб. (85,1% к плану).
На строительство высоковольтной линии от ПС «Научная» - до «Академической» было запланировано направить в 2011 году 65,0 млн.руб., при этом по состоянию на 01.11.2014 средства на строительство указанного объекта из областного бюджета не направлялись, строительство объекта не велось по причине отсутствия правоустанавливающих документов на земельный участок под его строительство. При этом соответствующие изменения в Программу не вносились.
В 2007 году на строительство объекта «Расширение скважного водозабора на 4,4 тыс.куб.м в сутки с освоением перспективной площадки Б» (7 скважин), из областного бюджета было направлено 8,0 млн.руб. Объект в эксплуатацию не введен, не законсервирован, балансодержатель и техническое состояние объекта не определены. При этом завершение строительства объекта ДЦП не предусмотрено.
Направление бюджетных средств в сумме 8,0 млн.руб. на строительство объекта является нарушением принципа эффективности использования бюджетных средств, предусмотренного ст.34 БК РФ, так как с 2007 года скважины не эксплуатируются (средства использованы неэффективно).
Единственным целевым индикатором при решении задачи по созданию объектов инженерной инфраструктуры Технопарка Программой определено «Количество созданных объектов» (в 2011 г. – план 6 ед, в 2012 г. – 1 ед).
За период действия ДЦП осуществлен ввод в эксплуатацию и определен балансодержатель только по трем объектам. Введены в эксплуатацию 2-а коллектора, которые включены в реестр муниципальной собственности г. Новосибирска и переданы в хозяйственное ведение МУП «Горводоканал» и Газопровод высокого давления к «Центру наноструктурированных материалов», являющейся собственностью ОАО «Технопарк».
Таким образом, по состоянию на 01.11.2014 результат по созданию объектов инфраструктуры Технопарка в Новосибирском Академгородке достигнут только по трем из семи объектов, включенных в Программу или на 42,9%.
Направление средств областного и федерального бюджетов за период с 2006 по 2014 годы в сумме 596,8 млн.руб. на создание ПС «Академическая» (357,2 млн.руб.), водовода диаметром 630 мм (115,0 млн.руб.), водовода диаметром 820 мм (124,7 млн.руб.) выполнено с нарушением принципа эффективности использования бюджетных средств, предусмотренного ст.34 БК РФ, так как работы по строительству в 2011-2012 гг. завершены и оплачены в полном объеме, при этом, по состоянию на 01.11.2014, объекты не эксплуатируются, балансодержатели не определены, решения об их дальнейшей судьбе не приняты (средства использованы безрезультативно).
Строительство объектов (ПС «Академическая», водовод диаметром 820 мм, водовод диаметром 630 мм), заказчиком которых выступало ГКУ НСО «УКС», осуществлялось с отступлением от проектно-сметной документации и с нарушением строительных норм и правил, технических регламентов, в частности:
- ст.51 ГрК РФ: разрешения на строительство не оформлено;
- ст.55 ГрК РФ: разрешения на ввод в эксплуатацию отсутствуют;
- п. 4 ст. 52 ГрК РФ, Правил проведения консервации объекта капитального строительства, утвержденных Постановлением Правительства РФ: работы по консервации объектов не проведены;
- п. 5 ст. 52 ГрК РФ: извещения о начале строительства ПС «Академическая» и водовода диаметром 630 в Инспекцию государственного строительного надзора Новосибирской области не направлялись. Контроль со стороны Инспекции государственного строительного надзора Новосибирской области за соблюдением строительных норм и правил, проектно-сметной документации, технических регламентов при строительстве, вышеуказанных объектов не осуществлялся;
- п.1 ст.ст. 743, 746 ГК РФ: оплата за фактически не выполненные работы, принятые заказчиком ГКУ НСО «УКС» по объекту новая ПС «Академическая» составила в сумме 619,9 тыс.руб.
Процедура приема-передачи объектов инженерной инфраструктуры Технопарка, создаваемых с 2007 года в связи со сменой заказчика-застройщика, в том числе передача ПСД, документации об объемах фактически произведенных капитальных затрат, дебиторской, кредиторской задолженности в полном объеме от ГУП «УЭВ СО РАН» в мэрию г. Новосибирска и /или ГКУ НСО «УКС» не осуществлена. В результате полная стоимость незавершенных строительством объектов в учете ни мэрией г. Новосибирска, ни ГКУ НСО «УКС» в настоящее время не отражена.
По результатам контрольного мероприятия Контрольно-счётная палата Новосибирской области предложила Правительству Новосибирской области принять меры: по вводу в эксплуатацию либо консервации объектов инженерной инфраструктуры Технопарка незавершенных строительством; определению собственника и балансодержателя данных объектов; по приемке-передаче объектов незавершенных строительством, а также документации об объемах фактически произведенных капитальных затрат по ним от ГУП «УЭВ СО РАН».
Для устранения выявленных нарушений палатой были направлены представления в министерство строительства Новосибирской области и ГКУ НСО «Управление капитального строительства».
Заслушав доклад аудитора и рассмотрев предоставленные материалы депутаты решили: принять отчет Контрольно-счётной палаты Новосибирской области к сведению.
Отчет Контрольно-счётной палаты Новосибирской области о результатах проверки использования средств бюджета направленных на строительство объектов Технопарка
Отчёт Контрольно-счётной палаты Новосибирской области по результатам проверки целевого характера и эффективности использования средств областного бюджета, направленных на строительство объектов инфраструктуры в рамках реализации долгосрочной целевой программы «Создание и развитие в Новосибирском Академгородке Технопарка в сфере высоких технологий на 2011-2014 годы» в 2011-2014 годах рассмотрен на заседаниях комитета Законодательного Собрания Новосибирской области по транспортной, промышленной и информационной политике и комитета по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности. На заседаниях комитетов с докладом о результатах контрольного мероприятия выступил аудитор палаты В.Н. Алёхин.
Создание объектов инженерной инфраструктуры научно-технологического парка Новосибирского Академгородка осуществлялось в рамках Государственной (комплексной) программы «Создание в Российской Федерации Технопарков в сфере высоких технологий», утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 10.03.2006 № 328-р.
Начиная с 2011 года финансирование строительства объектов инженерной инфраструктуры Технопарка производилось в рамках реализации долгосрочной целевой программы «Создание и развитие в Новосибирском Академгородке Технопарка в сфере высоких технологий на 2011-2014 годы», утверждённой постановлением Правительства Новосибирской области в 2010 году № 159-п.
Функции заказчика по созданию объектов инженерной инфраструктуры Технопарка в разное время по разным объектам выполняли: ГУП «УЭВ СО РАН», Департамент строительства и архитектуры мэрии г. Новосибирска, ГКУ НСО «УКС», ОАО «Технопарк».
Общий объем средств, направленный из федерального, областного бюджетов и бюджета г. Новосибирска на создание объектов инженерной инфраструктуры Технопарка с 2006 по 2014 годы составляет 2,2 млрд.руб., в том числе с 2006 по 2010 годы (до принятия ДЦП) было направлено 1,8 млрд.руб. и в рамках реализации ДЦП объем финансирования составил 412,6 млн.руб.
Перечень объектов строительства инженерной инфраструктуры Технопарка Новосибирского Академгородка ежегодно корректировался.
Общее количество объектов инженерной инфраструктуры, на которые с 2006 года направлялись средства (на проектирование и/или строительство) составило 31 объект.
По состоянию на 1 января 2011 года (до принятия ДЦП) из 31 объекта:
- введено в эксплуатацию 9 объектов (на общую сумму 495,4 млн. руб. или 27,4%);
- 8 объектов находились в стадии строительства (объем незавершенного строительства составил 1,3 млрд.руб. или 70,3%);
- по 14-ти объектам проведены изыскательские работы и разработана проектно-сметная документация (на общую сумму 42,8 млн.руб. или 2,4%), при этом работы по строительству данных объектов с 2007 года (даты разработки ПСД) не ведутся и не планируются.
В связи с тем, что изыскательские и проектные данные, а также технические условия, заложенные в проекты действительны только 2-3 года, по мнению КСП НСО, проектно-сметная документация на сумму 42,8 млн.руб. не может быть использована, что не соответствует принципу эффективности использования бюджетных средств, предусмотренному ст.34 БК РФ (бюджетные средства в сумме 42,8 млн.руб. использованы безрезультативно).
В 2007-2009 годах заказчиком-застройщиком ГУП «УЭВ СО РАН» на проектирование и строительство отдельных объектов Технопарка было перечислено генеральной подрядной организации ООО «Городские Коммунальные Системы» (ООО «ГКС») – 663,5 млн.руб., при этом подрядная организация документально подтвердила объем выполненных работ на сумму 554,1 млн.руб. Неотработанный аванс составил 109,4 млн.руб.
В результате действий (бездействий) Правительства (Администрации) Новосибирской области, министерства строительства и ЖКХ области, мэрии г. Новосибирска, ГУП «УЭВ СО РАН», неотработанные авансы, перечисленные генеральной подрядной организации, не смогут быть взысканы, потери средств областного бюджета составили 109,4 млн.руб., что не соответствует принципу эффективности использования бюджетных средств, предусмотренному ст.34 БК РФ (средства использованы безрезультатно).
В рамках реализации ДЦП, планировалось направить на строительство 7-ми объектов инженерной инфраструктуры 491,0 млн.руб., фактически на 01.11.2014 профинансировано строительство 6-ти объектов (за исключением строительства высоковольтной линии) на общую сумму 412,3 млн.руб. (85,1% к плану).
На строительство высоковольтной линии от ПС «Научная» - до «Академической» было запланировано направить в 2011 году 65,0 млн.руб., при этом по состоянию на 01.11.2014 средства на строительство указанного объекта из областного бюджета не направлялись, строительство объекта не велось по причине отсутствия правоустанавливающих документов на земельный участок под его строительство. При этом соответствующие изменения в Программу не вносились.
В 2007 году на строительство объекта «Расширение скважного водозабора на 4,4 тыс.куб.м в сутки с освоением перспективной площадки Б» (7 скважин), из областного бюджета было направлено 8,0 млн.руб. Объект в эксплуатацию не введен, не законсервирован, балансодержатель и техническое состояние объекта не определены. При этом завершение строительства объекта ДЦП не предусмотрено.
Направление бюджетных средств в сумме 8,0 млн.руб. на строительство объекта является нарушением принципа эффективности использования бюджетных средств, предусмотренного ст.34 БК РФ, так как с 2007 года скважины не эксплуатируются (средства использованы неэффективно).
Единственным целевым индикатором при решении задачи по созданию объектов инженерной инфраструктуры Технопарка Программой определено «Количество созданных объектов» (в 2011 г. – план 6 ед, в 2012 г. – 1 ед).
За период действия ДЦП осуществлен ввод в эксплуатацию и определен балансодержатель только по трем объектам. Введены в эксплуатацию 2-а коллектора, которые включены в реестр муниципальной собственности г. Новосибирска и переданы в хозяйственное ведение МУП «Горводоканал» и Газопровод высокого давления к «Центру наноструктурированных материалов», являющейся собственностью ОАО «Технопарк».
Таким образом, по состоянию на 01.11.2014 результат по созданию объектов инфраструктуры Технопарка в Новосибирском Академгородке достигнут только по трем из семи объектов, включенных в Программу или на 42,9%.
Направление средств областного и федерального бюджетов за период с 2006 по 2014 годы в сумме 596,8 млн.руб. на создание ПС «Академическая» (357,2 млн.руб.), водовода диаметром 630 мм (115,0 млн.руб.), водовода диаметром 820 мм (124,7 млн.руб.) выполнено с нарушением принципа эффективности использования бюджетных средств, предусмотренного ст.34 БК РФ, так как работы по строительству в 2011-2012 гг. завершены и оплачены в полном объеме, при этом, по состоянию на 01.11.2014, объекты не эксплуатируются, балансодержатели не определены, решения об их дальнейшей судьбе не приняты (средства использованы безрезультативно).
Строительство объектов (ПС «Академическая», водовод диаметром 820 мм, водовод диаметром 630 мм), заказчиком которых выступало ГКУ НСО «УКС», осуществлялось с отступлением от проектно-сметной документации и с нарушением строительных норм и правил, технических регламентов, в частности:
- ст.51 ГрК РФ: разрешения на строительство не оформлено;
- ст.55 ГрК РФ: разрешения на ввод в эксплуатацию отсутствуют;
- п. 4 ст. 52 ГрК РФ, Правил проведения консервации объекта капитального строительства, утвержденных Постановлением Правительства РФ: работы по консервации объектов не проведены;
- п. 5 ст. 52 ГрК РФ: извещения о начале строительства ПС «Академическая» и водовода диаметром 630 в Инспекцию государственного строительного надзора Новосибирской области не направлялись. Контроль со стороны Инспекции государственного строительного надзора Новосибирской области за соблюдением строительных норм и правил, проектно-сметной документации, технических регламентов при строительстве, вышеуказанных объектов не осуществлялся;
- п.1 ст.ст. 743, 746 ГК РФ: оплата за фактически не выполненные работы, принятые заказчиком ГКУ НСО «УКС» по объекту новая ПС «Академическая» составила в сумме 619,9 тыс.руб.
Процедура приема-передачи объектов инженерной инфраструктуры Технопарка, создаваемых с 2007 года в связи со сменой заказчика-застройщика, в том числе передача ПСД, документации об объемах фактически произведенных капитальных затрат, дебиторской, кредиторской задолженности в полном объеме от ГУП «УЭВ СО РАН» в мэрию г. Новосибирска и /или ГКУ НСО «УКС» не осуществлена. В результате полная стоимость незавершенных строительством объектов в учете ни мэрией г. Новосибирска, ни ГКУ НСО «УКС» в настоящее время не отражена.
По результатам контрольного мероприятия Контрольно-счётная палата Новосибирской области предложила Правительству Новосибирской области принять меры: по вводу в эксплуатацию либо консервации объектов инженерной инфраструктуры Технопарка незавершенных строительством; определению собственника и балансодержателя данных объектов; по приемке-передаче объектов незавершенных строительством, а также документации об объемах фактически произведенных капитальных затрат по ним от ГУП «УЭВ СО РАН».
Для устранения выявленных нарушений палатой были направлены представления в министерство строительства Новосибирской области и ГКУ НСО «Управление капитального строительства».
Заслушав доклад аудитора и рассмотрев предоставленные материалы депутаты решили: принять отчет Контрольно-счётной палаты Новосибирской области к сведению.