Контрольно-счетная палата Новосибирской области провела мониторинг реализации национальных и региональных проектов

Мониторинг деятельности органов государственной власти и местного самоуправления Новосибирской области, направленной на реализацию Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204, национальных и региональных проектов (программ) в 2019 году проведен в соответствии с годовым планом работы Контрольно-счетной палаты Новосибирской области параллельно со Счетной палатой Российской Федерации.
Объектами мониторинга стали областные исполнительные органы государственной власти, ответственные за реализацию региональных проектов:
1. Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области.
2. Министерство здравоохранения Новосибирской области.
3. Министерство культуры Новосибирской области.
4. Министерство образования Новосибирской области.
5. Министерство природных ресурсов и экологии Новосибирской области.
6. Министерство промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области.
7. Министерство сельского хозяйства Новосибирской области.
8. Министерство строительства Новосибирской области.
9. Министерство транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области.
10. Министерство труда и социального развития Новосибирской области.
11. Министерство физической культуры и спорта Новосибирской области.
12. Министерство цифрового развития и связи Новосибирской области.
13. Министерство экономического развития Новосибирской области.
Указом Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» предусмотрена разработка национальных проектов (программ) по 12-ти направлениям:
демография;
здравоохранение;
образование;
жилье и городская среда;
экология;
безопасные и качественные автомобильные дороги;
производительность труда и поддержка занятости;
наука;
цифровая экономика;
культура;
малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы;
международная кооперация и экспорт.
Положением об организации проектной деятельности в Правительстве РФ (утв. Постановлением Правительства РФ от 31.10.2018 № 1288) предусмотрена разработка и реализация национальных, федеральных, ведомственных и региональных проектов.
Согласно Положению федеральный проект обеспечивает достижение целей, целевых и дополнительных показателей, выполнение задач национального проекта и (или) достижение иных целей и показателей, выполнение иных задач по поручению и (или) указанию Президента Российской Федерации, поручению Председателя Правительства Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, решению Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, президиума Совета, поручению куратора соответствующего национального проекта.
Региональный проект обеспечивает достижение целей, показателей и результатов федерального проекта, мероприятия которого относятся к законодательно установленным полномочиям субъекта Российской Федерации, а также к вопросам местного значения муниципальных образований, расположенных на территории указанного субъекта Российской Федерации.
Формирование, согласование (одобрение), утверждение и представление информации и документов, разрабатываемых при осуществлении проектной деятельности осуществляются в подсистеме управления национальными проектами государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» (далее – Подсистема управления национальными проектами) в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью лиц, уполномоченных действовать от имени органа управления проектной деятельностью. Ввод Подсистемы управления национальными проектами в эксплуатацию осуществлялся в течение 2019 года.
Положение о проектной деятельности областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области, государственных органов Новосибирской области; регламент проектной деятельности; положения о региональном Проектном комитете и региональном Проектном офисе; перечень лиц, ответственных за реализацию на территории Новосибирской области региональной составляющей национальных проектов (программ) утверждены Постановлением Правительства НСО от 23.10.2017 № 392-п (в ред. от 26.08.2018).
Региональный Проектный комитет утверждает паспорта региональных проектов, изменения паспортов региональных проектов и ежеквартальные отчеты о ходе их реализации. Состав регионального Проектного комитета утверждается распоряжением Губернатора НСО от 09.01.2018 № 2-р. Региональный Проектный офис организует планирование и контроль проектной деятельности на среднесрочный и краткосрочный периоды, а также отвечает за внедрение, поддержку и развитие системы проектного управления в областных органах. Функции регионального Проектного офиса осуществляет Министерство экономического развития НСО. Информация о деятельности регионального Проектного офиса размещена на Инвестиционном портале Новосибирской области (https://invest.nso.ru/).
В соответствии с Порядком формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации (утв. Приказом Минфина РФ от 08.06.2018 № 132н) расходы на национальный проект отражает четвертый разряд кода целевой статьи расходов федерального бюджета (00 0 X0 00000). Пятый разряд кода целевой статьи расходов федерального бюджета (00 0 XY 00000) определяет номер федерального проекта, входящего в состав национального проекта. Отражение расходов бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) на реализацию региональных проектов, направленных на достижение соответствующих результатов реализации федеральных проектов, осуществляется в аналогичном порядке (значение 4 – 5 разряда кода целевой статьи расходов бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) должно соответствовать 4 – 5 разряду кода целевой статьи расходов федерального бюджета на реализацию соответствующих федеральных проектов).
Достижение целей национальных проектов обеспечивают 67 федеральных проектов (программ). В Новосибирской области паспорта региональных проектов (программ) утверждены по сферам действия 11-ти национальных и 54-х федеральных проектов. По национальному проекту «Наука» региональные проекты не принимались, субъекты РФ участвуют в его реализации через создание инфраструктуры, взаимодействие с научными, образовательными и иными организациями. В Новосибирской области утвержден паспорт регионального проекта «Промышленный экспорт (T1)», при этом реализация соответствующего федерального проекта осуществляется без участия субъектов РФ. Реализация проектов «Кадры для цифровой экономики (D3)» и «Поддержка занятости и повышение эффективности рынка труда для обеспечения роста производительности труда (L3)» начнется в 2020 году. В Подсистеме управления национальными проектами ГИС «Электронный бюджет» размещены не все паспорта и отчеты о ходе реализации региональных проектов, в т.ч. в связи с техническими проблемами в Подсистеме.
Согласно отчетам о ходе реализации региональных проектов в 2019 году плановый объем финансового обеспечения на их реализацию составлял 30 236,4 млн.руб. (в т.ч. за счет средств федерального бюджета – 13 915,9 млн.руб., областного бюджета – 15 320,2 млн.руб., местных бюджетов – 448,2 млн.руб., внебюджетных источников – 552,2 млн.руб.). Объем принятых бюджетных обязательств составил 29 439,4 млн.руб., кассовое исполнение расходов – 28 627,6 млн.руб. (в т.ч. за счет средств федерального бюджета – 13 463,1 млн.руб., областного бюджета – 13 913,6 млн.руб., местных бюджетов – 455,2 млн.руб., государственных внебюджетных фондов – 138,4 млн.руб., внебюджетных источников – 657,3 млн.руб.). В ряде случаев расходам областного бюджета на реализацию региональных проектов не присвоены коды соответствующих целевых статей расходов, а указанные в отчетах объемы финансирования не соответствуют сводной бюджетной росписи и отчету об исполнении областного бюджета.
Реализация 13-ти региональных проектов осуществляется без финансового обеспечения, еще 13 региональных проектов реализуются без использования средств федерального бюджета. Финансовое обеспечение региональных проектов, реализация которых осуществляется без использования средств федерального бюджета, в Подсистеме управления национальными проектами не отражается. Следует отметить, что достижение результатов по приведению автомобильных дорог в нормативное состояние, строительству жилья, переселению граждан из аварийного жилищного фонда, обеспечению населения питьевой водой, созданию новых мест в образовательных организациях в значительной степени осуществляется за счет средств, не отнесенных к финансовому обеспечению соответствующих проектов. В отдельных случаях выделенные на реализацию проектов средства не использованы, как правило, в связи с невыполнением поставщиками (подрядчиками, исполнителями) условий контрактов.
Заключение по результатам мониторинга направлено Губернатору Новосибирской области и в Законодательное Собрание Новосибирской области.
Информация о результатах мониторинга достижения национальных целей размещена на сайте Счетной палаты Российской Федерации.
Заключение Контрольно-счетной палаты Новосибирской области по результатам мониторинга деятельности органов государственной власти и местного самоуправления Новосибирской области, направленной на реализацию Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204, национальных и региональных проектов (программ) в 2019 году рассмотрено на заседаниях комитетов Законодательного Собрания Новосибирской области по социальной политике, здравоохранению, охране труда и занятости населения и по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности.
С докладом о результатах мониторинга перед депутатами выступал заместитель председателя палаты П.В. Подковырин. Заслушав доклад и рассмотрев представленные материалы депутаты решили: принять заключение палаты к сведению.