Контрольно-счетной палатой Новосибирской области проведена проверка использования средств бюджета, направленных на повышение качества жизни граждан пожилого возраста.
Отчет Контрольно-счетной палаты Новосибирской области по результатам проверки законности и результативности использования средств областного бюджета, направленных на повышение качества жизни, степени социальной защищенности, содействие активному участию в жизни общества граждан пожилого возраста за 2018 год и текущий период 2019 года, рассмотрен коллегией палаты и направлен в Законодательное Собрание Новосибирской области и Губернатору Новосибирской области.
Объектом контрольного мероприятия стало Министерство труда и социального развития Новосибирской области (Минсоцразвития НСО, Министерство).
В результате проверки установлено:
1. В 2018 году и за 9 месяцев 2019 года объем финансирования мероприятий, направленных на повышение качества жизни граждан пожилого возраста, составил 265 876,6 тыс.руб., в том числе за счет средств областного бюджета 173 472,0 тыс.руб., за счет средств федерального бюджета – 92 134,6 тыс.руб.
В 2018 году расходы составили 103 822,2 тыс.руб. или 99,6% к плану, за 9 месяцев 2019 года - 162 054,4 тыс.руб. или 61,6% к плану на год.
В 2018 году мероприятия, направленные на повышение качества жизни граждан пожилого возраста, осуществлялись в рамках двух государственных программ Новосибирской области: ГП «Развитие соцподдержки населения» и ГП «Содействие занятости населения».
Начиная с 2019 года реализуется Региональный проект «Старшее поколение» в рамках Федерального проекта «Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения (Старшее поколение)» национального проекта «Демография», мероприятия которого предусмотрены также в ГП «Развитие здравоохранения».
2. Меры поддержки участников ВОВ, семей (близких родственников) участников ВОВ в виде финансовой поддержки на организацию поездок участников ВОВ к местам боев; приобретение надгробных памятников семьями участников ВОВ и на организацию поездок близких родственников к местам захоронения погибших участников ВОВ, а также обеспечение путевками в санаторно-курортные организации ветеранов войны и труда осуществляются без надлежащих правовых оснований. При этом в соответствии с ч.3 ст.10 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ для реализации указанных мер социальной поддержки необходимо принятие закона области.
3. В 2018 году в нарушение ст.78.1 Бюджетного кодекса РФ Минсоцразвития НСО в отсутствие порядка определения объема и предоставления субсидий иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, предоставлялись субсидии некоммерческим организациям.
В 2019 году Соглашения с некоммерческими организациями Минсоцразвития НСО заключены на оказание общественно полезных услуг, в том числе таких как профилактика социально значимых заболеваний, пропаганда физической культуры, спорта и здорового образа жизни, развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защита самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации, организация и проведение культурно-массовых мероприятий; создание экспозиций (выставок) музеев, организация выездных выставок; создание спектаклей; создание концертов и концертных программ; показ спектаклей; осуществление издательской деятельности; организация экскурсионных программ, которые не относятся к компетенции Минсоцразвития НСО.
По мнению КСП НСО, если некоммерческие организации занимаются деятельностью не соответствующей оказанию общественно полезных услуг в сфере социальной защиты населения (предоставление социального обслуживания в форме на дому, предоставление социального обслуживания в стационарной форме, предоставление социального обслуживания в полустационарной форме), субсидии таким социально ориентированным некоммерческим организациям целесообразно предоставлять в рамках реализации государственной программы «Развитие институтов региональной политики и гражданского общества в Новосибирской области».
4. Порядками оказания поддержки на организацию поездок участников войны, близких родственников погибших участников войны и на приобретение памятников не предусмотрено ведение реестра заявителей на получение финансовой единовременной поддержки, в связи с чем выплаты осуществлялись без соблюдения очередности.
5. В нарушение п. 6 Порядка предоставления денежной выплаты на улучшение социально бытовых условий, в реестр для предоставления денежной выплаты без заключения Комиссии включены два заявителя. Кроме того, в нарушение п. 2 указанного Порядка выплата этим гражданам произведена при отсутствии документов, подтверждающих право собственности на жилое помещение.
6. В рамках задачи по созданию социально-экономических, организационных условий для повышения качества жизни граждан пожилого возраста, степени их социальной защищенности, содействия их активному участию в жизни общества ГП «Развитие соцподдержки населения», реализовывались мероприятия, направленные на оказание поддержки граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, малоимущих граждан, работников бюджетной сферы, оценку качества условий оказания услуг организациями социального обслуживания и проведение областного конкурса профессионального мастерства на звание «Лучший работник учреждения социального обслуживания населения», которые следует отнести к задаче 2.3. «Создание условий для повышения качества предоставления социальных услуг, улучшения материального положения отдельных категорий граждан, в том числе малоимущих, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации».
7. Минсоцразвития НСО закупки путевок по санаторно-курортному лечению и услуг по обучению неработающих пенсионеров «дробились» на несколько договоров с общим предметом и исполнителем на общую сумму 953,5 тыс.руб.
8. При планировании и расходовании субсидии на иные цели ГАУ СО НСО «Маслянинский комплексный социально-оздоровительный центр» в 2018 году для организации оздоровления ветеранов войны и труда Минсоцразвития НСО допущено неэффективное использования бюджетных средств на сумму 3 618,0 тыс.руб. (ст.34 БК РФ) путем завышения стоимости путевки в 2,3 раза.
9. Отчеты о реализации государственных программ за 2018 год и 9 месяцев 2019 года, также отчет о реализации РП «Старшее поколение» содержат недостоверные данные в части количества граждан пожилого возраста, вовлеченных в мероприятия по поддержанию их социальной активности, прошедших профессиональное обучение лиц предпенсионного возраста, а также доли ветеранов ВОВ, инвалидов ВОВ, супругов погибших (умерших) инвалидов ВОВ, участников ВОВ, улучшивших социально-бытовые условия проживания.
По результатам контрольного мероприятия Контрольно-счетная палата Новосибирской области предложила Законодательному Собранию Новосибирской области и Правительству Новосибирской области принять Закон Новосибирской области, устанавливающий необходимые правовые основания для оказания дополнительных мер социальной поддержки:
- участникам Великой Отечественной войны на организацию поездок к местам боев;
- близким родственникам погибших участников Великой Отечественной войны на организацию поездок к местам их захоронения и на приобретение надгробных памятников;
- ветеранам войны и труда на обеспечение путевками в санаторно-курортные организации.
Для устранения выявленных недостатков представление Контрольно-счетной палаты Новосибирской области направлено в Минсоцразвития НСО.
Согласно ст. 16 Закона области «О Контрольно-счетной палате Новосибирской области» отчет по результатам контрольного мероприятия был направлен Губернатору и Законодательному Собранию Новосибирской области. Результаты контрольного мероприятия были рассмотрены на заседании комитета Законодательного собрания Новосибирской области по социальной политике, здравоохранению, охране труда и занятости населения 12.03.2020. Комитет решил принять информацию к сведению, а также рекомендовал Минсоцразвития НСО принять меры по устранению замечаний, содержащихся в отчете КСП НСО.
Минсоцразвития НСО по результатам рассмотрения представления разработан и утвержден план и сроки устранения нарушений и замечаний, установленных в ходе проверки.
Подготовлены изменения в План реализации мероприятий государственной программы Новосибирской области «Развитие системы социальной поддержки населения и улучшение социального положения семей с детьми в Новосибирской области» (далее – Госпрограмма), предусматривающих распределение мероприятий с учетом их направленности на решение соответствующих задач, которые вступят в силу после утверждения изменений в государственную программу в марте 2020 года.
Утвержден приказом от 07.02.2020 № 95 перечень образовательных организаций и образовательных программ для организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования в возрасте 50 лет и старше, а также граждан предпенсионного возраста, перечень размещен на официальном сайте министерства в сети «Интернет»;
По предложению КСП НСО министерством подготовлены изменения в постановления Правительства НСО от 26.05.2014 № 209-п, от 26.05.2014 № 210-п и от 15.07.2014 № 278-п, устанавливающие порядки оказания финансовой единовременной поддержки участникам Великой Отечественной войны на организацию поездок к местам боев; близким родственникам погибших участников Великой Отечественной войны на организацию поездок к местам их захоронения и семьям участников Великой Отечественной войны на приобретение надгробных памятников, в части дополнения их положениями о ведении реестров заявителей на получение поддержки, срок исполнения установлен 4 квартал 2020 года.
В ходе проверки было установлено, что Порядок финансирования мероприятий по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию граждан предпенсионного возраста в рамках реализации государственной программы Новосибирской области «Содействие занятости населения» (Приложение № 10 к постановлению Правительства области от 23.04.2013 № 177-п) не содержит положения, предусмотренные п.21 Типовых рекомендаций № 131, о недопущении повторного обучения граждан предпенсионного возраста, а также, о необходимости завершения обучения до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначенную досрочно.
Постановлением Правительства Новосибирской области от 14.01.2020 № 1-п «О внесении изменений в постановление Правительства Новосибирской области от 23.04.2013 N 177-п» утвержден Порядок финансирования мероприятий по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию лиц в возрасте 50 лет и старше, а также граждан предпенсионного возраста, в рамках государственной программы Новосибирской области «Содействие занятости населения», предусматривающий право граждан, в том числе предпенсонного возраста, пройти обучение в соответствии с условиями Порядка только один раз.
Подготовлен проект постановления Правительства Новосибирской области «О внесении изменений в постановление Правительства Новосибирской области от 23.04.2013 N 177-п», предусматривающий положения о необходимости завершения обучения до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначенную досрочно. Проект постановления планируется вынести на заседание Правительства Новосибирской области 30.03.2020.
Усилен контроль за соблюдением получателями бюджетных средств условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.
Минсоцразвития НСО в целях недопущения нецелевого использования бюджетных средств усилен контроль при рассмотрении заявлений и прилагаемых документов на соответствие Порядку предоставления денежной выплаты на улучшение социально-бытовых условий ветеранам Великой Отечественной войны, инвалидам Великой Отечественной войны, супругам погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, установленному постановлением Правительства Новосибирской области от 17.06.2019 № 241-п.
Для соблюдения требований Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Новосибирской области, утвержденных приказом Минэкономразвития Новосибирской области от 29.12.2017 № 154, прорабатывается вопрос о дополнении Госпрограммы прогнозной (справочной) информацией об объемах внебюджетных средств, представленной в соответствии с официально подтвержденными намерениями об участии некоммерческих организаций в реализации мероприятий программы, срок исполнения установлен 1 квартал 2021 года.
По результатам проверки КСП НСО в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области направлено информационное письмо о нарушении законодательства о конкуренции.
Минсоцразвития НСО приняты меры по усилению внутреннего финансового контроля и осуществлению ведомственного контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе, предусматривающие организацию взаимодействия структурных подразделений министерства, отвечающих за организацию отдыха и санаторно-курортного лечения граждан и контрактной службы, мониторинг потребности закупок, организация обучающих семинаров для специалистов подведомственных министерству учреждений по обеспечению закупочной деятельности, проведение проверок исполнения подведомственными министерству учреждениями законодательства в сфере закупок в соответствии Планами проверок на 2020 год, утвержденными приказами министерства от 26.12.2019 № 1361 и от 17.01.2020 № 30.
Должностным лицам министерства, допустившим нарушения, строго указано на неукоснительное соблюдение впредь требований действующего законодательства.
Согласно информации Минсоцразвития НСО запланировано подготовить изменения в Закон Новосибирской «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в Новосибирской области», предусматривающие установление указанных мер социальной поддержки.