Контрольно-счетной палатой Новосибирской области проведена проверка использования субсидий областного бюджета на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности.
Отчет Контрольно-счетной палаты Новосибирской области о результатах проверки законности и результативности использования субсидий, предоставленных муниципальным образованиям из областного бюджета на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности в 2018 году и за текущий период 2019 года (выборочно), рассмотрен коллегией палаты и направлен в Законодательное Собрание Новосибирской области и Губернатору Новосибирской области.
Объектами контрольного мероприятия стали:
1. Министерство строительства Новосибирской области (Министерство строительства НСО);
2. Государственное казенное учреждение Новосибирской области «Управление капитального строительства» (ГКУ НСО «УКС»);
3. Администрация Мошковского района Новосибирской области;
4. Администрация Коченевского района Новосибирской области;
5. Администрация Чулымского района Новосибирской области.
В результате проверки установлено:
1. Выделение средств из областного бюджета на создание объектов в коммунальной, дорожной и социальной сферах муниципальной собственности Новосибирской области осуществляется в рамках реализации 8 госпрограмм и непрограммных направлений.
Направление средств на строительство (реконструкцию) объектов муниципальной собственности производится в 2-х формах, через выделение:
– субсидий на капитальные вложения непосредственно в бюджеты муниципальных образований;
– бюджетных инвестиций ГКУ НСО «УКС» в создание объектов государственной собственности, с последующим переоформлением права собственности и передачей объекта муниципальным образованиям.
2. Объем ассигнований, направленный из областного бюджета на капитальные вложения в социальные объекты муниципальной собственности в рамках реализации Госпрограмм Образование, Культура и Спорт составил в 2018 году – 5 175 467,0 тыс.руб. или 97,4% к плану (в т.ч. субсидии местным бюджетам – 1 583 280,0 тыс.руб.; через ГКУ НСО «УКС» - 3 592 186,2 тыс.руб.).
За 9 месяцев 2019 года – 4 589 189,5 тыс.руб. (57,7%) (в т.ч. субсидии местным бюджетам – 1 871 022,3 тыс.руб.; через ГКУ НСО «УКС» – 4 589 189,5 тыс.руб.).
3. Условия, на основании которых принимались решения о выделении субсидий муниципальным образованиям соблюдены всеми участниками Госпрограмм.
4. В рамках реализации мероприятий Госпрограмм Образование, Культура, Спорт в 2018 году и 9 месяцев 2019 года осуществлялось строительство 73-х социальных объектов общей сметной стоимостью 21 867 301,5 тыс.руб., кассовыми расходами (по состоянию на 01.10.2019) – 10 614 884,7 тыс.руб.
Из них заказчиками выступали администрации МО на 30-ти объектах, ГКУ НСО «УКС» – на 43-х объектах.
Из общего количества объектов, за период 2018 - 9 мес. 2019 годов, введены в эксплуатацию 14 объектов (ГП Образование – 10 объектов, ГП Спорт – 1 объект, ГП Культура – 3 объекта), 59 объектов планируется завершить в конце 2019 и в период 2020-2021 годов.
При этом, анализ объемов финансирования, предусмотренных Законом об областном бюджете Новосибирской области на 2019-2021 годы, а также Законопроектом на 2020-2022 годы показал, что ассигнования на завершение строительства ряда объектов, намеченных к вводу в эксплуатацию в 2020-2022 годах предусмотрены в не достаточном объеме.
5. Отсутствие своевременного и в полном объеме финансирования для завершения строительства объектов приводит не только к увеличению сроков строительства, но и к значительному удорожанию стоимости строительства (нормативный срок строительства школы на 500 учащихся в р.п. Горный Тогучинского района – 24 мес., фактический – более 50 мес., сметная стоимость строительства увеличилась с 458 671,4 тыс.руб. до 808 108,6 тыс.руб.; строительства КДЦ в с. Прокудское Коченёвского района, норматив – 27 мес.. факт – более 54 мес., сметная стоимость строительства увеличилась с 141 156,1 тыс.руб. до 186 198,7 тыс.руб.; Физкультурно-оздоровительный комплекс с искусственным льдом в р.п. Краснообск, норматив – 16,9 мес., факт – более 70 мес., сметная стоимость строительства увеличилась с 165 836,5 тыс.руб. до 257 188,1 тыс.руб. и т.д.).
6. Созданные ГКУ НСО «УКС» объекты, предназначенные для использования органами местного самоуправления, муниципальными учреждениями в целях, установленных в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (организация дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных образовательных организациях; создание условий для обеспечения услугами по организации досуга и услугами организаций культуры; обеспечение условий для развития на территории муниципального района физической культуры), подлежат безвозмездной передаче в муниципальную собственность.
По состоянию на 01.10.2019 передано в муниципальную собственность 7 объектов, созданных ГКУ НСО «УКС», по 7-ми объектам ГКУ НСО «УКС» заключены договоры безвозмездного пользования имуществом (движимым и недвижимым) с эксплуатирующими организациями (школы, детские сады, учреждения культуры и т.п.) и в отношении данных объектов ДИЗО НСО ведется работа по подготовке проектов распоряжений о передачи их в муниципальную собственность.
При этом, расходы по ряду объектов в объеме 24 720,2 тыс.руб., произведенных ГКУ НСО «УКС» до 2018 года, продолжают числиться в учете ГКУ НСО «УКС». По решению заказчиков Госпрограмм данные расходы предлагаются к списанию. Однако КСП НСО обращает внимание, что методика списания затрат по объектам, в отношении которых принято решение о прекращении работ, в Новосибирской области не разработана.
7. По результатам реализации мероприятий госпрограмм за 2018 год плановые значения целевых индикаторов, достижение которых направлено на решение задач по созданию объектов социальной инфраструктуры муниципальной собственности, достигнуты по 5-ти из 6-ти показателей (исключение составляет значение удельного веса численности обучающихся, занимающихся в первую смену, в общей численности обучающихся общеобразовательных организаций – невыполнение на 4,7 п.п. (ГП Образование).
Создано 330 дополнительных мест для детей дошкольного и 2 767 мест для детей школьного возраста, а также дополнительно открыто 3 754 мест в действующих детских садах, единовременная пропускная способность объектов спорта, введенных в эксплуатацию в рамках госпрограммы Спорт доведена до 1825 ед.
8. В ходе проверки КСП НСО установлены:
– нарушения законодательства в сфере закупок (не размещены в информационной системе в сфере закупок документы для включение в реестр контрактов; начальная (максимальная) цена контракта определена на основании сметной документации, не прошедшей проверку на предмет достоверности определения сметной стоимости строительства; нарушены существенные условия контракта – увеличена цена контракта без увеличения объема работ (Чулымский район – неэффективное использование бюджетных средств на сумму 5 170,4 тыс.руб.);
– нарушения законодательства в сфере бухгалтерского учета: объект недвижимого имущества (балансовой стоимостью 198 710,1 тыс.руб.) принят к бухгалтерскому учету при отсутствии государственной регистрации права собственности; в составе объекта недвижимого имущества числится оборудование (движимое имущество), что привело к завышению стоимости недвижимого имущества (на 14 704,464 тыс.руб.); оборудование не отражено в учете, как самостоятельные инвентарные объекты; не отражены и не учитываются в составе вложений в объект затраты на инженерно-геодезические изыскания, разработку, экспертизу и корректировку проектно-сметной документации (4 533,1 тыс.руб.), которые впоследствии должны были быть приняты к бухгалтерскому учету в качестве объектов нефинансовых активов;
– прочие нарушения законодательства: ГКУ НСО «УКС» фактически допустило к эксплуатации котельной МКОУ «СОШ д. Бурмистрово им. В.С. Чумака» без согласия уполномоченного органа (п. 8 ст. 20 Закона Новосибирской области от 06.07.2018 № 271-ОЗ «Об управлении и распоряжении государственной собственностью Новосибирской области»);
– приняты и оплачены фактически невыполненные работы (Коченёвский район – 478,1 тыс.руб., ГКУ НСО «УКС» – 280,3 тыс.руб., Мошковский район – 14,4 тыс.руб., Чулымский район – 10,8 тыс.руб.);
– поздние сроки заключения муниципальных контрактов на выполнение работ по строительству объектов создают риски по их исполнению в установленные сроки (Спорткорпус с плоскостными сооружениями в р.п. Мошково);
– замечания по качеству выполненных работ, что свидетельствует о недостаточном контроле Заказчиков и Министерства строительства НСО за эффективным использованием бюджетных средств.
9. Созданные в 2018-2019 годах объекты недвижимого имущества поставлены на бухгалтерский учет по балансовой стоимости, при этом согласно пункту 58 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства», утвержденного приказом Министерством финансов РФ от 31.12.2016 № 257н, они должны были отражаться в бухгалтерском учете по кадастровой стоимости. Вместе с тем, кадастровая стоимость существенно меньше затрат на строительство объектов. Субъектам учета до 2020 года необходимо принять меры по актуализации кадастровой стоимости.
Для устранения выявленных недостатков представления Контрольно-счетной палаты Новосибирской области направлены:
– Министерству строительства Новосибирской области;
– Государственному казенному учреждению Новосибирской области «Управление капитального строительства»;
– администрациям муниципальных образований Новосибирской области:
Мошковского района;
Коченевского района;
Чулымского района.
Согласно ст. 16 Закона области «О Контрольно-счетной палате Новосибирской области» отчет направлен:
- Губернатору Новосибирской области;
- в Законодательное Собрание Новосибирской области.